Внеплановая выездная проверка по жалобе гражданина может проводиться без согласования с прокуратурой только если осуществляется незамедлительно

Верховный суд РФ в постановлении от 3 апреля 2017 г. № 127-АД17-2 квалифицировал как грубое нарушение неизвещение прокуратуры о проведении проверки при том, что условие о незамедлительности реагирования на жалобу также было нарушено контролирующим органом.

В частности, частью 8 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Такое извещение осуществляется посредством направления в органы прокуратуры в течение 24 часов соответствующего заявления органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с приложенными к нему документами, относящимися к мероприятию по контролю.

Вместе с тем вопреки предусмотренным данной нормой требованиям закона проверка проведена без извещения органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом.

ВС РФ пришел к такому выводу, рассмотрев жалобу юридического лица на неправомерно возбужденное в отношении него дело об административном правонарушении. По результатам изучения жалобы суд установил, что инспекция труда провела внеплановую выездную проверку работодателя-юридического лица на основании обращения работников о нарушении их трудовых прав. В то же время инспекция осуществила проверку спустя некоторое время после поступления обращения и без согласования с прокуратурой, и даже без ее уведомления.

С учетом изложенного ВС РФ пришел к выводу о том, что постановление должностного лица и судебные акты, принятые по делу об административном правонарушении, законными признаны быть не могут.

Однако ВС РФ не разъяснил, что следует понимать под незамедлительностью, применительно к проверкам.

 

Соответствующие разъяснения содержатся в Постановлении Верховного Суда РФ от 3 апреля 2017 г. N 127-АД17-2.